Уважаемые граждане
Республики Беларусь! Вы за Беларусь?
Тогда прочитайте спокойно эту статью
(опубликована в газете «Народная
воля» 29 июля 2011 г .)
Выход из кризиса?
Возможен!
Вы можете скопировать word-файл
этой статьи (в
zip)
Цены
растут, зарплаты не увеличиваются. Глава государства недавно отметил, что в
работе главы Нацбанка имелись ошибки. Что за ошибки? Могло ли их не быть,
устранены ли они? И, главное, как выйти из той ситуации, в которой оказалась
Беларусь? Да и не только она.
Известно – деньги в Беларуси обесцениваются. Они имели уже две деноминации (1994
г. – в 10 раз, 2000 г. – в 1000) и две девальвации (2009 г. – на 20%, в мае т.г.
– на 56%). За первую половину 2011 года официальный курс белорусского рубля упал
по отношению к доллару США на 64.83%, к евро – на 80.44%, к российскому рублю –
на 80.22%.
Чтобы не допускать подобных ситуаций, в нацбанках всех государств создаются
резервы быстроликвидных ценностей. В случае угрозы снижения курса валюты страны,
ее нацбанк продает часть этих резервов за национальные деньги. Этим на рынке
страны быстро увеличивается объем ценностей, предлагаемых за национальные
деньги, а продажами – одновременно извлекаются избыточные деньги из обращения,
чем укрепляется их курс. Опыт развитых стран показывает, что для поддержания
курса национальных денег к деньгам других стран достаточно иметь резервов около
10% от объема национальных денег, находящихся в обращении.
Ошибка нашего Нацбанка, очевидно, в том, что при достаточном объеме
золотовалютных резервных активов на начало текущего года (около 60% к объему
белорусских денег в обращении) он не обеспечил извлечения своих излишних денег
из обращения. Наоборот, расходуя резервы, он еще и увеличил объем денег в
обращении. Если за весь 2010 год рублевая масса в стране увеличилась на 27,4%
(что тоже чрезмерно), то за пять месяцев 2011 года, предшествующих девальвации,
она увеличилась в стране еще на 20,9%.
Но мог ли он добиться извлечения своих излишних денег из обращения, финансируя
экономику страны по устаревшей схеме, как древний ростовщик? Суть его
кредитного процесса показана на схеме:
Выдавая сегодня кредит в экономику, например,
100 рублей,
Нацбанк, спустя срок, изымает из экономики возвратом кредита
те же 100
рублей, да еще и с процентами, — с учетом действующей в настоящее время ставки
рефинансирования, плюс 20% годовых.
Во времена ростовщиков, когда деньгами были золото и серебро, их
количество как денег в мире постоянно возрастало без инфляции. Потому что золото
и серебро не “извлекаются” банкирами из воздуха, а добываются людьми с большим
трудом. Денег в экономике хватало на возврат и кредитов, и процентов. А если не
хватало, то золото и серебро росли в стоимости относительно товаров, стимулируя
тем самым их добычу.
Откуда же сегодня в нашей экономике, в которую Нацбанк дает свои кредиты, на
каждые его
100 рублей могут возникать
100 + 20 рублей,
т.е. на 20% больше, чтобы в стране физически наличествовали
деньги, которые кредитополучатели могли бы выручать за товары, работы, услуги, и
возвращать Нацбанку его кредиты с процентами?
Ответ очевиден: количество денег в такой виртуальной финансовой схеме у нас
возрастает только за счет опережающего раздувания Нацбанком своей
кредитно-финансовой пирамиды с темпом, значительно превышающим размер
установленной им же ставки рефинансирования. Прирост количества национальных
денег в Беларуси за 20 лет показан на графике,
рис. 1.1
И Нацбанк это вынужден делать. Иначе в белорусской экономике произойдет коллапс
неплатежей:
денег в стране окажется меньше, чем требуется для возврата кредитов и процентов.
Но, как известно, если прирост количества национальных денег в экономике
превышает прирост количества товаров, предлагаемых
за эти деньги,
то такие деньги обесцениваются. Пересчитав количество национальных денег в
обращении через их курс к доллару, получим график принципиально иного вида, рис.
1.2
А если учтем и инфляцию доллара, то количество национальных денег в экономике
страны
на графике вообще опустится к оси,
рис. 1.3
Мы часто сетуем, что живем не по средствам, потребляем больше, чем производим.
Но так ли это?
Как известно, объемы производства валового внутреннего продукта
(ВВП) в Беларуси уже много лет тому назад превысили уровень, который был в
стране перед распадом СССР. Темп роста ВВП в стране последнее десятилетие был
одним из наиболее высоких в кризисном мире: в среднем более 7% в год, в 2010-м —
7,6%, за полугодие 2011-м —11%.
Однако же, сравнив рост денежных доходов населения, например, зарплаты, и рост
цен на продукты в стране, увидим парадокс: сегодня на зарплату население страны
может купить продуктов потребления существенно меньше, чем в 1990 году.
Как видим, только водка и вино стали у нас дешевле. И это без учета, что
бесплатного жилья в стране уже не существует, и что значительная часть
медицинских и образовательных услуг тоже для всех стала платной.
Причина в том, что стоимость наших национальных денег все время снижается
относительно стоимости денег других государств. За 20 лет суверенитета Беларуси
(с июня 1992 г.) курс белорусского рубля официально понизился к доллару США с
1,692 до 5000 рублей (на 20.07.2011 г.), с учетом двух деноминаций —
в
29,5 млн раз!
Большим, чем в Беларуси, темп обесценения национальных денег за
последние 20 лет был лишь в одной стране мира — в Зимбабве, из-за чего ее власти
в 2009 году объявили о временном прекращении обращения национальных денег,
официально разрешив пока хождение в стране валют других государств. Так пока и
живут.
Обесценение национальных денег активизирует такой экспорт товаров и других
ценностей, от которого страна беднеет. В страну взамен товаров, ценностей,
работ, услуг идет и поток налично-безналичных денежных символов других
государств, которые, спасаясь от инфляции, накапливают население, организации и
банки.
Спрос рождает предложение. На этом и построены стратегии “великих мудрецов”,
веками поставляющих на рынок свой товар — “валюту” в обмен на ценности
“аборигенов”.
За период с 2000 г. количество долларов и евро в мире удвоилось. Никто не знает,
сколько их в бумажном виде скопилось на руках у населения страны. В безналичном
же виде на банковских депозитах и в форме ценных бумаг в иностранной валюте на
1.06.2011 г. их объем составил сумму в 35,3 трлн рублей по официальному курсу
рубля. Это на 5% больше, чем объем доходов госбюджета Беларуси на 2011 год и в
1,2 раза больше, чем весь объем национальных денег в экономике республики на ту
же дату.
А в это время и доллар США, и евро также обесцениваются. С 2000 года доллар
понизился в стоимости почти в 6 раз (с 272 до 1607 долл. за унцию на 19.07.11).
От сумм в валюте, которые копили эти годы в Беларуси, осталось лишь ~17%,
остальное бесследно исчезло, как у аборигенов некой Папуа.
Социологические опросы показывают, что рост цен в стране более всего тревожит
население. Цены же в Беларуси растут в основном лишь потому, что обесцениваются
наши национальные деньги
как мера цен.
Необходимое количество национальных денег в экономике страны как средства
обращения и средства платежа определяется законом товарно-денежного равновесия
на рынке, который можно выразить так:
ТхЦ = ДхV,
(
х — это знак умножения)
где:
Т — количество товаров на рынке страны;
Ц — уровень цен этих товаров в стране;
Д — количество денег в обращении;
V — скорость обращения денег в экономике, с которой они переходят из рук
в руки, обслуживая продажи и покупки товаров.
Выразим из уравнения формулу уровня цен:
Ц =ДхV:Т
Из этой простейшей формулы ясно видно, что если количество денег в
обращении возрастает быстрее прироста объема товаров на рынке, то стоимость
денег снижается и возрастают цены на товары. А это крайне беспокоит население,
уже имеющее опыт значительных потерь.
Спасаясь от обесценения национальных денег, люди и организации извлекают деньги
из мест хранения, снимают с банковских счетов и покупают товары впрок. От чего
резко возрастает скорость обращения денег в экономике, а количество товаров,
предлагаемых за эти деньги, резко уменьшается. То есть в нашей ситуации все
составляющие формулы (Д, V, Т) работают на рост цен. И цены растут в степенной
(кубической!) зависимости от излишнего выпуска денег в обращение.
Кому не интересны формулы, поймите хотя бы то, что если вдвое уменьшились в
стоимости национальные деньги как мера цен, то, как ни крути, но в конечном
итоге соответственно не менее, чем вдвое, увеличится и выражение цен в стране в
этой вдвое уменьшенной мере.
В связи с высокой девальвацией рубля цены начали быстро расти. Население стало
расхватывать товары. Возник товарный дефицит. Органы управления стали
административно удерживать цены. Это привело к убыткам у производителей товаров.
Те стали сокращать свои поставки на внутренний рынок. При этом и
административно, и девальвацией, и инфляцией национальной валюты усилия и
мотивации производителей направили на экспорт выпускаемой продукции ради притока
валюты, при всемерном ограничении потребительского импорта в страну. Из-за чего
количество товаров в Беларуси закономерно стало уменьшаться.
А цены в Беларуси из-за девальвации и административного удержания в пересчете на
доллары, евро, злотые, латы, литы, гривны и российские рубли оказались
существенно ниже, чем за рубежом. И потому возник еще и массовый спекулятивный
вывоз товаров из Беларуси в приграничные страны.
Желая увеличить приток в страну валюты, власти Беларуси разрешили использование
иностранной валюты в стране в качестве средства платежа за некоторые товары
массового спроса, что также снизило объем товаров, продаваемых за белорусские
рубли.
Все это лишь содействует обесценению национальных денег. И если сравним динамику
количества национальных денег в Беларуси с аналогичным графиком какой-либо
страны, имеющей высокий уровень конкурентоспособности экономики, то убедимся: мы
делаем принципиальные ошибки. Количество национальных денег в Беларуси по
отношению к ее ВВП (коэф. монетизации экономики) на порядок ниже, чем в Японии,
Швейцарии, Великобритании, Израиле, США и других странах. И на два порядка ниже
— по количеству национальных денег в экономике на душу населения. При этом наши
деньги еще и быстро обесцениваются по отношению к валютам других стран,
рис.4.2

Та же проблема характерна и для России, Украины и других стран.
Мы вышли на важнейшую проблему всех стран СНГ
Вследствие ошибок в денежно-кредитной сфере наши предприятия
получают кредиты в наших банках под значительно более высокие проценты, чем их
конкуренты. С новой ставкой рефинансирования в Беларуси этот процент будет никак
не ниже 20 и более процентов годовых. Эти кредиты и проценты наши предприятия
включают в цену своей продукции, работ, услуг. А Япония, США, Евросоюз, другие
страны кредитуют своих производителей под 0 или 1—2—3% годовых.
И
главное — в мире давно уже найдена и активно применяется принципиально
иная схема финансирования производства: продажей акций предприятий, с
зачислением денег не в бюджет, как в Беларуси,
а в уставные фонды
акционерных предприятий.
Зарубежные конкуренты давно работают по инвестиционной финансовой
схеме. Как акционерные общества, они развиваются за счет инвестиций в обмен на
акции. При этой схеме финансирования у них
вообще не возникает
кредитного долга перед банками и процентов по такому долгу. Поэтому
финансовая затратность наших предприятий оказывается в два-три раза выше, чем у
конкурентов,
рис.9.
И потому конкурентоспособность продукции наших предприятий равного качества
оказывается ниже зарубежной. Конкурентные цены мы удерживаем низкой зарплатой
наших работников. Многие наши предприятия продают продукцию с убытками,
увеличивают задолженность,
нуждаются в новых и новых кредитах.
Чистый убыток белорусских предприятий и запасы их продукции на складах стали
увеличиваться. Поиск зарубежных кредитов, займов, инвестиций стал стратегией
Нацбанка и Правительства. Такие стратегии в мире известны, их применяют многие
страны. Но
во всех таких странах, включая США, проблемы только
нарастают.
Все они увеличивают свой внешний долг и подчиняют свою
экономику финансовым стратегиям их кредиторов и инвесторов. Более того,
дача кредитов, займов, скупка акций в мире часто применяется как рейдерский
прием с целью захвата перспективных предприятий и ресурсов в других
государствах. Например, чтобы создать из воздуха и перечислить Беларуси сумму в
30 млрд долларов за “Беларуськалий”, Федеральной Резервной системе США в случае
ее заинтересованности потребуется лишь несколько минут...
Мир зашел в тупик с такой финансовой политикой. Но бесполезно и не конструктивно
винить кого-либо в этом. “Нужно иметь мужество пользоваться собственным умом”
(И.Кант).
Президент Беларуси недавно сказал: “Если кто знает иной путь — предложите”.
“Иной путь” предлагается ниже. Давайте обсудим его.
Стратегия выхода страны из кризиса своими силами
и за счет собственных денежных средств
Для выхода из кризиса в стране необходимо:
1. Стабилизировать национальный рубль на основе национальных
государственных активов. Выпускать национальные деньги государством как товар
особого рода
не хуже качеством, а лучше, чем доллар США и евро;
2. Перейти с кредитно-эмиссионного на инвестиционно-эмиссионное
финансирование экономики стабильными национальными деньгами.
Стабилизировать национальный рубль окажется возможным, если в
ведение Нацбанка передать Госкомитет по имуществу Республики Беларусь. И акции
госпредприятий, которые Правительством уже намечены к продажам, использовать для
стабилизации национальной денежной системы и укрепления национального рубля.
Это полностью решит проблему. Стоимость всех белорусских рублей, находящихся в
обращении, сейчас составляет (вдумайтесь!)
всего лишь около 6 млрд
долларов по официальному курсу. Акций же — в сотни раз больше! Каждый
наш рубль в обращении сразу же окажется надежно обеспеченным не фикциями
долларов и евро, а реальными национальными активами — акциями предприятий,
пользующимися спросом в стране и на мировом рынке.
По оценкам в прессе, за иностранную валюту в стране уже распродано акций
белорусских предприятий на сумму более 10 млрд долларов.
Но разве кто у
нас еще не понимает, что акции эффективных, перспективных предприятий — это
активы, которые лучше чем символы-доллары?
И разве сложно понять, что если продавать акции инвесторам станет
Нацбанк, а не Правительство,
и не за иностранные,
а за национальные деньги, то:
1) предложением акций на рынке станет увеличиваться объем
товаров, предлагаемых в стране за национальные деньги;
2) продажами акций (на соответствующие суммы и в меру)
будут
изыматься излишние национальные деньги из обращения, и укрепляться курс
рубля.
Если государство (Нацбанк, а не Правительство)
в плане вот этой
стратегии продаст даже малую часть государственных акций на рынке
страны за национальные рубли, всего на 1—2 млрд. долларов по официальному курсу,
то этим и начнем процесс стабилизации национального рубля. Белорусский
рубль станет реально обеспеченным и свободно конвертируемым на белорусском
рынке, а затем и в мире.
Есть и другой не сложный вариант решения проблемы: передать Нацбанк в ведение
Правительства с возложением на Премьер-министра всей ответственности за
стратегию и курс национального рубля.
Нужно также запретить использование на территории страны иностранной валюты в
качестве средства платежа. Это значительно расширит объем товаров, предлагаемых
к покупкам за рубли.
Стабилизировав таким образом и, сделав свободно-конвертируемым рубль, мы сможем
быстро активизировать экономику страны на национальной денежной основе. Как это
было сделано в одной из беднейших стран мира, по существу, с нуля, в разрушенной
войной и не имеющей вообще ресурсов Японии, явлением миру “экономического чуда”.
Для этого необходимо перейти (обратите еще раз внимание!)
с
кредитно-эмиссионного на инвестиционно-эмиссионное финансирование
экономики. Это значит, что все ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫЕ проекты национальных
предприятий и банков должны
получить ПРАВО не на кредиты, а на
госинвестиции за счет ИНВЕСТИЦИОННЫХ ЭМИССИЙ Нацбанка путем продажи
своих акций государству.
С принятием такой стратегии мы получим:
— Нацбанк страны станет главным источником национальных инвестиций. При
этом
каждый новый белорусский рубль станет выпускаться в
обращение
только 100-процентно обеспеченным в момент его выхода в
обращение. Причем такими активами (акциями предприятий и банков),
которые далее будут все время возрастать в стоимости относительно падающих
доллара, евро, принося государству доходы и прибыль.
— предприятия станут получать не кредиты, а инвестиции!
Им не нужно
будет возвращать кредиты банкам и платить за них проценты.
Вот
в чем здесь принципиальная разница! Эта мера стабилизирует цены на
продукцию в стране и снизит экспортные цены. При этом экспорт станет реально
доходным для нашей страны и будет активно прирастать;
— продажей акций из активов Нацбанка государство сможет управляемо и в меру
повышать рыночный курс рубля. Экономику страны наполнит сильная национальная
валюта,
вообще не уязвимая для стихийной инфляции. Белорусские
банки станут быстро расти. Кредиты также станут всем доступными, как в развитых
странах (1—2—3% годовых). Продавать свои акции государству, банкам или
кредитоваться в банках — это будет
свободным выбором
предприятий;
— прибыль же по акциям, находящимся в обеспечении национальных денег, станет
доставаться государству как инвестору и
станет главным источником
доходов госбюджета. Это даст возможность государству сокращать и
совершенствовать налоги, что также благотворно скажется на экономике страны.
Административный спрос с работников следует дополнить созданием условий высоких
мотиваций в производстве. В стране должны быть созданы такие налоговые условия и
мотивации работникам к труду, чтобы добиваться прибыли и развития национальных
предприятий, приобретать их акции для населения стало намного выгодней, удобней
и надежней, чем покупать и накапливать дома или в банках иностранную валюту.
Предложения по этим вопросам нами также подготовлены.
Предлагаемые здесь меры, реализованные в комплексе с другими мерами
Правительства и предприятий, быстро поднимут экономику нашей страны.
Возможности для этого у Беларуси — уникальные.
Ошибочные же действия могут привести страну к обвальному коллапсу цен, продаже
важных объектов национальной экономики, сделать население страны самой дешевой
рабочей силой в Европе, конкурирующей и конфликтующей у себя дома с мигрантами
из неблагополучных стран, в том числе по религиозным и этническим причинам.
--------------------------------------------
Эти предложения — итог многолетних научных поисков и опыта практической
работы авторов в различных сферах экономики, анализа и прогнозирования,
госуправления. Здесь изложена малая часть из большой разработки. Если здесь
что-то не ясно, будем рады более детально пояснить.
Все графики и иллюстрации к статье, а также другие работы по этой и более
важной тематике – см.
http://dovgel.com/kriz/ill.htm .
В.И.ТЕРЕЩЕНКО,
кандидат в Президенты Республики Беларусь на выборах в 2010 году,
кандидат экономических наук, доцент по специальности “экономика”,
менеджер с опытом работы в сферах государственного и хозяйственного управления

Е.С.ДОВГЕЛЬ,
экономист-практик с опытом работы в вопросах анализа, прогнозирования,
совершенствования производственных отношений и систем управления.